Представьте, что вы работаете в команде, в которой в последнее время появилось много багов. У вас есть метрики, и вы видите, что тенденции очевидны: количество дефектов возросло, а общее время выполнения значительно увеличилось. Команда решила сделать что-то с этой тенденцией. Они хотят снизить количество дефектов и сократить время выполнения.

Анализ первопричин – это структурированный подход к рассуждению вокруг проблемы, позволяющий вам понять суть проблемы: реальную, основную причину возникновения проблемы. Идея состоит в том, что нет смысла исправлять симптомы, не ища причину. Вы хотите исправить реальную проблему, чтобы убедиться, что она больше не повторится, и что все последующие проблемы исчезнут.

Возможно, вы также слышали о упражнении «пять почему». Анализ причин основан на том же мышлении. Вы продолжаете спрашивать «Почему?», пока не найдёте основную причину проблемы. Как ни странно, команды часто находят реальную проблему после пяти «Почему?» вопросов и ответов.

Анализ причин – упражнение для ретроспективы

Анализ основных причин может использоваться для решения проблем на всех уровнях, как больших, так и малых. Вы можете задать вопросы, чтобы найти основную причину (пять почему), или, если это более сложная проблема, провести воркшоп. Если вы проводите воркшод, то убедитесь, чтобы в комнате присутствуют все люди, которые, по вашему мнению, могли бы помочь вам найти основную причину. Зафиксируйте время воркшопа, чтобы быть сосредоточенным на важных вопросах и дискуссиях, и не уходить от темы. Определите время начала и окончания воркшопа и скажите всем присутствующим, что цель совещания – найти основную причину проблемы.

Почему нам нужно исправить…?

Начните с того, что запишите проблему, которую вы обсуждаете, на стикере, и разместите его в середине доски. Первая часть анализа первопричин – это поиск последствий, не устранения этой проблемы. Это сделано, чтобы получить более глубокое понимание того, почему важно решить проблему:

1. Начинаем с проблемы на стикере. Спрашиваем«И что?», чтобы сгенерировать идеи.

2. Размещаем каждую новую идею на доске и продолжаем идти вверх до тех пор, пока вопрос «Ну и что?» не потеряет смысл.

3. Вы, вероятно, создадите несколько разных путей или ветвей идей. Следуйте за каждой веткой и продолжайте спрашивать «И что?», чтобы следовать рассуждениям в каждой ветке.

4. Укажите, как стикеры связаны друг с другом, рисуя линии и стрелки между ними.

Найдите коренную причину проблемы

Вторая часть – погружение в причины, задавая вопросы «Почему?». Как и в случае с вопросами «И что?», вы начинаете с формулировки проблемы и создаёте заметки для каждого ответа на вопрос «Почему?».

Здесь вы также получите много веток, но продолжайте копать глубже. Не забудьте нарисовать стрелки и линии, которые показывают, как стикеры связаны друг с другом.

Вы можете обнаружить, что создаёте круг ссылок, так что создаётся цикл. Это особые места, которые требуют вашего внимания: они называются самодосточными циклами. Это вещи, которые создают риск создания порочного круга вещей, которые подпитывают друг друга. Нарисуйте вокруг этих петель круг, чтобы выделите их. Позже вам будет необходимо вернуться к ним, чтобы что-то сделать с этими проблемами.

Анализ первопричин – это инструмент, который острый как бритва. Он быстро выявляет причину проблемы и влияние на бизнес. Это может вызвать провокационные вопросы, поэтому убедитесь, что у вас в помещение создана атмосфера решения проблем, а не обвинений. Напоминание людям о цели воркшопа перед началом и о том, что вы хотите найти «нереализованные возможности улучшения» в своём процессе может быть одним из способов.