Представьте себе, что вы внедрили Scrum. Все идет довольно хорошо, пока какой-то мудрый парень из высшего руководства не придет к вам и не скажет что-то вроде: «О, весь этот Scrum звучит великолепно в теории, но какие показатели вы собираетесь использовать, чтобы на самом деле продемонстрировать нам, насколько это эффективно?»

Нравится вам это или нет, люди любят измерять и сравнивать. В этой статье я дам несколько советов о том, какие метрики действительно имеют значение, когда речь идет о внедрении Scrum.

Типы метрик в Agile

Самый важный совет по внедрению метрик – это использовать их только во благо. Учитывая, что не существует каких-либо определений хорошей и плохой метрики, классифицируем их следующим образом:

  • Хороший показатель: используется как сигнал, чтобы помочь команде приблизительно определить, где все находятся. И что более важно, как руководство, чтобы помочь команде инспектировать и адаптировать свои процессы.
  • Плохой показатель: используется как негибкий индикатор для микроуправления эффективностью человека. И что еще хуже для обвинения людей и снижения морального состояния.

4 значимые метрики в Scrum

В следующих разделах вы познакомитесь с четырьмя метриками:

  • Диаграмма выгорания спринта
  • Улучшенная диаграмма выгорания релиза
  • Диаграмма помех спринта
  • График затрат на исправления

Диаграмма выгорания спринта – это метрика прогнозирования, которая помогает отслеживать ход выполнения текущего спринта.

График выгорания спринта создается следующим образом:

  1. Для каждого дня в спринте выведите сумму оставшегося времени для всех задач в бэклоге спринта.
  2. Проведите соединительную линию между итогом текущего дня и итогом предыдущего дня.

График выгорания спринтаДиаграмма выгорания спринта создается в конце каждого дня спринта, исключая последний день, который посвящен обзору спринта, ретроспективе спринта и планированию последующего спринта.

График выгорания спринта служит ежедневным показателем Scrum-команды, помогая управлять рабочим процессом и отслеживать прогресс.

Если диаграмма отклоняется вверх, это может отражать тот факт, что

  • Были добавлены новые задачи в бэклог спринта (их не было предусмотрено при планировании спринта).
  • Оценки выполнения задач были неверными.
  • Члены команды взяли незапланированный отпуск.
  • Препятствия мешают прогрессу.

Конечно, возможно, что сразу все четыре фактора имеют место в работе.

Многие команды рисуют прямую диагональную (теоретическую) линию от вершины значений оси Y до конца значений оси X и используют ее в качестве ориентира для фактической диаграммы выгорания спринта. Используйте этот подход осторожно. Он может легко создать ошибочное восприятие прогресса. Проблема этой линии в том, что прогресс в спринте редко отражает теоретическую линию в повседневной жизни. У руководства может сложиться ложное впечатление, что команда отстает на день или два.

Если диаграмма выгорания спринта ясно указывает на то, что у команды не получится достичь цели спринта, вы делаете все, что в ваших силах, чтобы помочь устранить любые препятствия, Также вы должны обсудить с владельцем продукта удаление или сокращение некоторых задач. Если задержки связаны с неточной оценкой задач, анализ причин неправильной оценки может помочь повысить точность планирования спринта в следующий раз.

Диаграмма выгорания спринта также может показывать более радужную картину, если она резко идет вниз к раннему завершению задач в бэклоге спринта. Если дело обстоит именно так, то после обновления диаграммы следует попросить владельца продукта подготовить следующие готовые к спринту элементы бэклога продукта (PBI) для выполнения.

За основу была взята диаграмма выгорания релиза Майкла Кона.

Улучшенная диаграмма выгорания релиза строиться следующим образом:

  1. Для каждого спринта выведите сумму оставшихся пунктов историй (story points) для всех элементов бэклога продукта, реализуемых в следующем релизе.
  2. Нарисуйте линию тренда, относящуюся к точкам данных шага 1.
  3. Для каждого спринта отражайте (в виде отрицательных значений по оси Y) сумму пунктов элементов, добавленных в бэклог продукта после начала проекта (если применимо).
  4. Нарисуйте еще одну линию тренда, которая относится к точкам данных на шаге 3.

Улучшенная диаграмма выгорания релизаУлучшенная диаграмма выгорания релиза создается в конце каждого спринта.

Этот график показывает скорость прогресса команды разработки относительно скорости изменения объема работ. Точка, где две линии тренда пересекаются, примерно указывает, сколько спринтов потребуется для релиза. Если линии тренда проходят параллельно друг другу (или расходятся), это значит, что теоретически релиз никогда не состоится.

Если две линии тренда не пересекаются или ожидаемая продолжительность релиза является недопустимой, то необходимо либо увеличить скорость прогресса (путем улучшения практик и устранения препятствий), либо сократить объем работ.

Диаграмма помех спринта – это показатель производительности, который помогает командам планировать объем спринта.

График помех спринта строится следующим образом:

  1. Для каждого спринта выведите сумму часов, затраченных любым из разработчиков на любые задачи, не связанные со спринтом.
  2. Нарисуйте линию тренда, которая относится к точкам данных на шаге 1.

Диаграмма помех спринтаДиаграмма помех спринта создается во время планирования спринта.

Этот показатель помогает оценить потенциальную емкость спринта для предстоящего спринта. (Количество времени, которое группа разработки должна выделить для задачи, не связанных с элементами бэклога). Это метрика особенно полезна, если ваша организация не гибкая.

В любом спринте будут задачи извне, которые просто невозможно избежать. Этот показатель помогает количественно оценить эти задачи, а также косвенно может помочь определить, какие неизбежные задачи и какие препятствия можно избежать.

График затрат на исправления – это показатель качества, который позволяет командам оценить, сколько их усилий расходуется на исправление ошибок, а не на работу над новыми требованиями.

Диаграмма затрат на исправления строится следующим образом:

  1. Для каждого спринта постройте общую скорость (сумму баллов для всех PBI, включая новые функциональные возможности и ошибки).
  2. Для каждого спринта выведите сумму баллов за всю работу, связанную с багами.
  3. Нарисуйте линию тренда, которая относится к точкам данных на шаге 2.

График затрат на исправленияГрафик затрат на исправления строится в конце каждого спринта.

Этот показатель отслеживает колебания качества продукта, измеряя процент в каждом спринте, который тратится на работу над багами. Вместо работы над новыми функциональными требованиями.

Кроме того, путем количественного определения состава общей скорости можно получить дополнительную информацию.

Например, общая скорость может иметь восходящий тренд, что при беглом взгляде указывает на положительное улучшение. Тем не менее, если объем работы, связанный с ошибками, также имеет тенденцию к росту, это указывает на снижение уровня качества. Таким образом, увеличение общей скорости на самом деле может указывать на то, что команда просто быстрее исправляет свои ошибки.

Если время, затрачиваемое на ошибки, не уменьшается, это явный признак того, что уровень текущего качества недостаточен. Это должно побудить команду Scrum пересмотреть определение «готово», чтобы ужесточить требования к качеству.

Эти четыре метрики образуют небольшое подмножество потенциальных метрик, которые могут быть получены и использованы в рамках Scrum. Но будьте осторожны: непрерывное генерирование метрик может привести к излишнему количеству метрик.

Наконец, жизненно важно подчеркнуть, что с метриками нужно обращаться осторожно и использовать их во благо. Используйте метрики в качестве сигналов, чтобы помочь команде улучшить свою практику, а не для микроуправления и измерения индивидуальной производительности.