Владелец продукта – самая важная роль в Scrum.

Один непродуктивный член команды будет уравновешен другими членами команды. Некомпетентный Scrum Мастер может быть компенсирован его командой, руководством или Scrum коучем. Без компетентного владельца продукта (Product Owner) проект, безусловно, потерпит неудачу. Владелец продукта владеет продуктом. Он несет полную ответственность за принятие всех решений, которые влияют на будущее продукта.

Обязанности владельца продукта:

  • Анализ рынка
  • Улучшения продукта и техническое обслуживание
  • Определение требований
  • Вывод продукта на рынок
  • Обслуживание клиентов
  • Разработка стратегии продукта
  • Планирование, координация и реализация стратегических мер
  • Технико-экономические обоснование
  • Оценка ожидаемого объема продаж
  • Создание дорожной карты продукта
  • Формирование процессов внедрения и жизненного цикла продукта
  • Оптимизация возврата инвестиций (ROI)

Таким образом, владелец продукта сопровождает продукт на протяжении всего его жизненного цикла так же, как менеджер продукта. Это одна из причин, почему Scrum часто влечет за собой организационные изменения: жизненный цикл продукта не начинается и не заканчивается при разработке продукта, а затрагивает почти все части организации.

Владелец продукта в Scrum

Владельцем продукта обычно является один человек, понимающий требования клиентов. Обычно это не технический эксперт, не старший разработчик или архитектор. Важно не устанавливать так называемого владельца продукта “по доверенности”. Этот термин описывает владельца продукта, который много работает с командой разработки, доступен для вопросов и выполняет многие утомительные задачи, такие как разъяснение требований. Тем не менее, этот человек не имеет полномочий принимать решения по этим самым требованиям. Такой владелец продукта может по-другому воспринимать какие-либо детали, чем тот, кто принимает решения. В свою очередь, команда разработчиков также по-разному интерпретирует эту информацию. В конце концов, это приводит к плачевным результатам. Кроме того, если владелец продукта увидит результаты (инкремент) только после окончания спринта, он, скорее всего, будет разочарован и получит запросы на изменение. Эта процедура неэффективна.

Основными навыками владельца продукта должны быть коммуникация и способность мотивировать других. Менеджер по продукту, берущий на себя роль владельца продукта, должен знать, что у него будет возможность и, возможно, обязанность регулярно выпускать и поставлять продукт. Для некоторых это ново, поскольку не все привыкли думать с точки зрения полной погруженности в свой продукт.

Он – единственный человек, который действительно владеет продуктом и говорит последнее слово. Он имеет решающее значение для успеха продукта.

Какой смысл набирать лучших разработчиков, если создаётся не тот продукт? Владелец продукта – это краеугольный камень, от которого зависит продукт.

Модель служения в ScrumВ конечном счёте, команда разработки служит владельцу продукта, а Scrum мастер – команде разработки. Можно также сказать, что продакт оунер обслуживает клиента и других заинтересованных лиц.

Владелец продукта имеет полное право принимать все решения о продукте. Это отличает его от традиционного руководителя проекта, который отвечает только за рамки проекта, график и бюджет. Создаёт ли продукт ценность для пользователей и клиентов – не главная забота менеджера проекта. Это задача владельца продукта. Он максимизатор ценности продукта.

Эксперт в области и отношения с заинтересованными сторонами

Владельцу продукта необходимо понимать предметную область продукта, а также идентифицировать и тесно сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами (клиенты, пользователи, руководители). Хороший владелец продукта – эксперт в области, который знает бизнес с разных сторон. Это позволяет владельцу продукта быстро принимать решения и корректировать стратегию по мере появления новой информации от заинтересованных сторон.

Эффективный владелец продукта должен иметь возможность усиливать других экспертов по предметным вопросам, чтобы помочь руководить продуктом. Владелец продукта может даже создать прямые линии связи между командами разработки и заинтересованными сторонами.

Владелец продукта и команда разработки

Помимо тесного сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами, хороший продакт оунер также тесно сотрудничает с командой разработки. На самом деле, владелец продукта должен работать с командой разработки над бэклогом продукта, уточнением, критериями приёмки. Хотя ответственность за некоторые области лежит непосредственно на владельце продукта или на команде разработки, фреймворк Scrum предоставляет обеим сторонам множество возможностей для совместной работы и разделения ответственности.

Ответственность владельца продукта и команды разработкиЧем теснее команда разработки участвует в написании пользовательских историй, тем большую заинтересованность они будут показывать в проекте. Это означает, что владелец продукта, тратит меньше времени на определение требований и больше времени на то, чтобы рассказать команде о ценности продукта.